Центр языка и культуры португалоговорящих стран


Статьи -> Луиш де Камоэнс как символ Португалии и её народа

Время безоговорочного восхищения европейским Возрождением миновало. Говоря словами А.Ф.Лосева, «Ренессанс все-таки является в конце концов переходной эпохой и совмещения в нем противоположных элементов, конечно, не может не быть»1. Ренессанс – это Дон-Кихотово стремление к высокому, но недостижимому идеалу и хулиганствующий атеизм Рабле, гамлетовское желание восстановить «расшатавшийся век» и политическая аморальность Макиавелли, дантовский порыв к «Любви, что движет солнце и светила», и антиклерикальная сатира Боккаччо.
Многие из ренессансных ценностей сейчас подвергаются сомнению, но творчество Камоэнса продолжает воплощать собой национальный дух Португалии, выражать бесспорные нравственные идеалы – и, прежде всего, любовь к Родине и Богу. Христианское мировоззрение вдохновляет воспетых великим поэтом героев Реконкисты и «вторых аргонавтов» - Васко да Гаму и его спутников, первооткрывателей морского пути в Индию.
Как считал Август Вильгельм Шлегель, Камоэнс «стоит целой литературы». Это утверждение нуждается в определенной корректировке. Камоэнс, безусловно, является самым ярким представителем португальской литературы, но его творчество не может ни заслонить собой этой литературы, ни претендовать на независимость от нее. В поэзии Камоэнса преломились идейно-художественные искания всей португальской литературы от ее истоков до эпохи Возрождения. Несмотря на очевидную связь наследия великого португальского поэта с опытом античности и литературой итальянского Ренессанса, он немыслим вне национальной
португальской традиции.

Страницы     ← предыдущая    следующая →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ...